Современная концепция преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы ставит перед учителями истории новые актуальные задачи. Одной из которых является образование и воспитание молодого поколения, формирование российской гражданской идентичности и патриотизма, приобщение к исторической памяти многих поколений россиян. Другой важной задачей концепции обозначено эффективное использование педагогами-историками современных методов и технологий обучения.
Одним из базовых принципов концепции указывается многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон истории российского общества, государства, культуры и повседневности. При изучении истории России предполагается многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развитию интереса обучающихся к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем общегражданские, этнонациональные, религиозные и иные составляющие.
Огромную роль в воспитании гражданственности и патриотизма играет изучение локальной истории. Под локальной историей (историческим краеведением) можно понимать как практику изучения местной исторической памяти, определенного места - локуса (чаще всего места, где живет автор исторического сочинения), которым может выступать как незначительное по величине пространство (деревня, город), так и большее по размерам (округ, провинция, губерния, область, край).
Формируя с детства у детей представление об исторических событиях, происходивших в их родном городе, о людях, здесь когда-то живших, о памятниках архитектуры, мы готовим огромный базис для дальнейшего изучения национальной истории. Учитывая, что определённые события локальной истории становятся стартом для мощных исторических процессов и влияют на развитие страны в целом, становится особенно актуальным уделять внимание изучению краеведческих вопросов. Подобно нити на ткани, из ниточек локальной истории складывается целое полотно. Передавая с детства знания по истории малой Родины, мы прививаем подрастающему поколению любовь к предмету, формируем чувство гордости за свое Отечество, а также мотивируем узнавать как можно больше в дальнейшем.
Процесс передачи знаний по истории родного края для обучающихся разных возрастных категорий может происходить как через рассказ учителя, чтение литературы по краеведению, так и через нестандартные формы уроков. Например, в области внеурочной деятельности можно привлекать учащихся к созданию экскурсий по своему родному городу. Подбирая исторический материал для экскурсий, ребёнок начнет изучать труды по краеведению, интересоваться биографией исторических личностей, с именами которых связаны родные края, узнавать о событиях, происходивших в городе, и их влиянии на историческое развитие страны в целом. Процесс проведения экскурсий по городу может быть традиционным, а может проводиться с применением инновационных технологий. Экскурсионный продукт можно назвать инновационным при условии использования новейших технологий, конструктивно новых приёмов и методов создания и внедрения продукта. С развитием современных технологий всё большую популярность в качестве источника информации завоёвывает Интернет, поэтому решение создать площадку для передачи информации по локальной истории представляется своевременным.
Для молодежной аудитории важна мобильность при получении информации, то есть возможность со своего телефона выходить в Интернет и, если потребуется, запросить необходимую информацию. В этой связи особенно актуальным является создание возможности пройти экскурсию с помощью смартфона, отсканировав Qr-код на стартовой локации. Инновационными в техническом обеспечении экскурсий могут стать возможности использования аудио, или видеогида, яркая интерактивная подборка материала, оцифровка фото и видеохроники. С февраля 2023 года с целью создания площадки для размещения виртуальных экскурсий по городу Орехово-Зуево был создан проект «Карманный гид». «Карманный гид» - это просветительский проект, информационная площадка, позволяющая размещать экскурсии с привязкой к геолокационным точкам. Пройти экскурсионный маршрут можно бесплатно самостоятельно в любое удобное время, отсканировав Qr-код, размещённый в городе Орехово-Зуево на Набережной реки Клязьма. Экскурсия по отснятым локациям позволяет узнать историю города, судьбу исторических личностей, увидеть состояние памятников архитектуры, которым посвящен видеоматериал.
Так как проект «Карманный гид» находится в начале своего пути, многие цели запланированы для реализации на будущее. Одной из них является привлечение обучающихся городского округа Орехово-Зуево к созданию цикла экскурсий. Таким образом, школьники и студенты, получая возможность стать авторами краеведческой экскурсии и рассказать о своём городе, приобретают мотивацию к изучению истории. Так, благодаря современным информационным технологиям, становится возможным рассказать об истории каждого уголка нашей Родины. А участие школьников и студентов в процессе создания экскурсий даёт возможность не только приходить на экскурсии и узнавать что-то новое, но и создавать их самим. Подобно процессу написания картины, наши дети смогут оставить свой след на общем полотне истории своей страны.